СВМДА



Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) является международным форумом по укреплению сотрудничества, направленного на обеспечение мира, безопасности и стабильности в Азии. СВМДА – форум, основанный на понимании непосредственной связи между миром, безопасностью и стабильностью в Азии и во всем мире. Государства-члены подтверждают приверженность Уставу ООН и считают, что мира и безопасности в Азии можно достичь путем диалога и сотрудничества, ведущих к созданию общего неделимого пространства безопасности в Азии, где все государства мирно сосуществуют, а их народы живут в мире, свободе и процветании.

Идея созыва СВМДА была впервые предложена Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы Е.П. Нурсултаном Назарбаевым 5 октября 1992 года на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Движущей силой этой инициативы стало стремление создать эффективную и приемлемую структуру по обеспечению мира и безопасности в Азии. В отличие от других регионов мира, в Азии на тот момент не было такой структуры, а прежние попытки создать подходящую структуру не увенчались успехом. Эту инициативу поддержал ряд азиатских стран, которые посчитали, что подобная структура была необходима в то время.

Двумя основополагающими документами СВМДА являются Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА, принятая на первой Встрече министров иностранных дел 14 сентября 1999 года в Алматы, и Алматинский акт, устав СВМДА, принятый на первом Саммите 4 июня 2002 года в Алматы. Эти два документа стали важной ступенью на пути к будущей эволюции СВМДА.

Следуя духу основополагающих документов, СВМДА проводит политику, основанную на принципах суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела государств-членов и экономического, социального и культурного  сотрудничества для достижения своей главной цели – расширения сотрудничества путем выработки многосторонних подходов к укреплению мира, безопасности и стабильности в Азии. Все решения СВМДА принимаются на основе консенсуса.

Для того чтобы стать членом СВМДА, государство должно иметь хотя бы часть территории в Азии. Пятнадцать государств, отвечающих этому критерию, подписали Декларацию принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА, принятую на первой Встрече министров иностранных дел в 1999 году, и стали членами-основателями СВМДА. Сегодня СВМДА включает двадцать восемь государств-членов, которые охватывают около 90% территории и населения Азии. Девять стран и пять международных организаций, в том числе ООН, имеют статус наблюдателей.

Высшим органом принятия решений СВМДА является Встреча глав государств или правительств СВМДА (Саммит). Саммит СВМДА созывается каждые четыре года для проведения консультаций, обзора прогресса и определения приоритетов деятельности СВМДА. Встреча министров иностранных дел должна проводиться каждые два года. Министерская встреча является центральным форумом для консультаций и рассмотрения всех вопросов, связанных с деятельностью СВМДА. Заседания Комитета старших должностных лиц проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год, чтобы обеспечивать выполнение предыдущих решений СВМДА, проводить консультации по текущим вопросам СВМДА, осуществлять контроль за работой Специальной рабочей группы и координировать работу других заседаний. Специальная рабочая группа изучает конкретные вопросы, выполняет порученные ей задачи и представляет доклады Комитету старших должностных лиц.

Создание атмосферы доверия между государствами-членами является центральным элементом основных целей СВМДА. Каталог мер доверия СВМДА включает различные меры, а Кооперативный подход к осуществлению мер доверия СВМДА устанавливает процедуры реализации мер доверия. В Каталоге меры доверия классифицируются по пяти обширным областям: экономическое измерение, экологическое измерение, человеческое измерение, новые вызовы и угрозы и военно-политическое измерение.

Учитывая многообразие государств-членов и реалии Азии, было решено начать с реализации мер доверия в измерении новые вызовы и угрозы, а также в экономическом, экологическом и человеческом измерениях. Реализация мер доверия в этих областях создаст достаточно доброжелательную атмосферу и укрепит взаимоотношения между государствами-членами, а также в перспективе станет трамплином для реализации мер доверия в военно-политическом измерении.

Процесс реализации мер доверия в рамках СВМДА уже начался. Пятнадцать государств-членов вызвались выступить в качестве координаторов или сокоординаторов для реализации конкретных проектов по мерам доверия человеческом измерении; измерении новых вызовов и угроз (терроризм, управление пограничным контролем, торговля людьми и транснациональная преступность); в сфере развития безопасных и эффективных систем транспортных коридоров; борьбы с незаконным оборотом наркотиков; управления стихийными бедствиями; информационных технологий; энергетической безопасности; развития малых и средних предприятий; туризма, сельского хозяйства, финансов и устойчивого развития. Были приняты концепции и (или) планы действий в человеческом измерении, измерении новых вызовов и угроз, в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, экологическом измерении, в сфере сельского хозяйства и туризма, концепции в других сферах находятся на рассмотрении.

Внешние связи СВМДА регулируются Положением о внешних связях СВМДА. СВМДА стремится установить контакты и связи с ООН и региональными и международными организациями в поддержку своих усилий по укреплению мира, безопасности и экономического развития в Азии. На 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2007 году СВМДА был предоставлен статус наблюдателя. В рамках усилий по установлению отношений с другими организациями СВМДА подписало меморандумы о взаимопонимании с Организацией экономического сотрудничества (ОЭС), Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС), Международной организацией по миграции (МОМ), Ассамблеей народа Казахстана (АНК), Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), Региональной антитеррористической структурой Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС), Шанхайским институтом международных исследований и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).

Секретариат СВМДА – административный орган СВМДА – находится в г. Астана, Казахстан. Секретариат состоит из Генерального секретаря, назначаемого председательствующей страной, а также заместителя исполнительного директора и профессионального персонала, командируемого государствами-членами.

Основные встречи:

  • Первая встреча Министров иностранных дел – сентябрь 1999 г.
  • Первый Саммит – июнь 2002 г.
  • Вторая встреча Министров иностранных дел – октябрь 2004 г.
  • Второй Саммит – июнь 2006 г.
  • Третья встреча Министров иностранных дел – август 2008 г.
  • Третий Саммит – июнь 2010 г.
  • Четвертая встреча Министров иностранных дел – сентябрь 2012 г.
  • Четвертый Саммит - май 2014 г.
  • Пятая встреча Министров иностранных дел – апрель 2016 г.
  • Специальная Министерская встреча – сентябрь 2018 г.
  • Пятый Саммит – июнь 2019 г.
  • Неформальная Министерская встреча – сентябрь 2019 г.
  • Специальная Министерская встреча – сентябрь 2020 г.
  • Неформальная Министерская встреча – сентябрь 2022 г. 
  • Шестой Саммит – октябрь 2022 г.

Основополагающие документы:

Политические декларации:

 

Официальный день:

5 октября – День СВМДА

CICA



 

The Conference on Interaction and Confidence Building Measures in Asia (CICA) is a multi-national forum for enhancing cooperation towards promoting peace, security and stability in Asia. It is a forum based on the recognition that there is a close link between peace, security and stability in Asia and in the rest of the world. The Member States, while affirming their commitment to the UN Charter, believe that peace and security in Asia can be achieved through dialogue and cooperation leading to a common indivisible area of security in Asia where all states co-exist peacefully and their peoples live in peace, freedom and prosperity.

The idea of convening CICA was first proposed by the First President of the Republic of Kazakhstan - Elbasy H.E. Mr. Nursultan Nazarbayev, on 5 October 1992, at the 47th Session of the United Nations General Assembly. The moving spirit behind this initiative was the aspiration to set up an efficient and acceptable structure for ensuring peace and security in Asia. Unlike other regions in the world, Asia did not have such a structure at the time and earlier attempts to create a suitable structure had not been very successful. This initiative was supported by a number of Asian countries who felt that such a structure was the need of the time.

The two founding documents of CICA are Declaration on the Principles Guiding Relations between the CICA Member States adopted at the First Meeting of Ministers of Foreign Affairs held in Almaty on 14 September 1999 and the Almaty Act, charter of CICA, adopted at the First Summit held in Almaty on 4 June 2002. These two documents became the stepping stone towards the future evolution of CICA.

Following the spirit of the founding documents, CICA pursues its policy based on the principles of sovereign equality, non-interference in internal affairs of the Member States and economic, social and cultural cooperation to achieve its main objective of enhancing cooperation through elaborating multilateral approaches towards promoting peace, security and stability in Asia. All decisions within CICA framework are taken by consensus.

To be a member of CICA, a state must have at least a part of its territory in Asia. Fifteen states meeting this criterion signed the Declaration on the Principles Guiding Relations between the CICA Member States at the First Meeting of Ministers of Foreign Affairs in 1999 and became founding members of CICA. Presently CICA has twenty-seven Member States accounting for nearly ninety percent of the territory and population of Asia. Nine countries and five multi-national organizations, including the United Nations, have observer status.

The highest decision making organ of CICA is the Meeting of the CICA Heads of State and Government (Summit). The CICA Summit is convened every four years in order to conduct consultations, review the progress of, and set priorities for CICA activities. The Meeting of the Ministers of Foreign Affairs is required to be held every two years. The Ministerial Meeting is the central forum for consultations and examination of all issues related to CICA activities. The Senior Officials Committee meets as often as necessary, but not less than once a year to follow-up on previous CICA decisions, carry out consultations on the current CICA issues, oversee the work of the Special Working Group and coordinate the work of other meetings. The Special Working Group studies specific issues, carries out the tasks mandated to it and submits reports to the Senior Officials Committee.

Creating an environment of confidence among Member States is central to the basic objectives of CICA. The CICA Catalogue of Confidence Building Measures describes various measures and the Cooperative Approach for the Implementation of the CICA CBMs lays down the procedures for implementing the confidence building measures. Within the framework of the Catalogue, confidence building measures are categorized under five broad domains: economic dimension, environmental dimension, human dimension, new challenges and threats, and military-political dimension.

In view of the diverse profile of the Member States, and realities typical to Asia, it was decided to begin with the implementation of Confidence Building Measures in the new challenges and threats, economic, environmental and human dimensions. Realization of confidence building measures in these areas would create sufficient goodwill and strengthen mutual relations between the Member States and would eventually be the stepping stone for the realization of confidence building measures in the military-political dimension.

The process of implementation of confidence building measures within CICA framework has already commenced. Fifteen Member States have volunteered to act as coordinating or co-coordinating countries for implementing specific projects of confidence building measures in the human dimension; new challenges and threats (terrorism, border control management, human trafficking and transnational crime); development of secure and effective systems of transportation corridors; combating illicit drugs; national disaster management; information technology; energy security; development of small and medium enterprises; tourism, agriculture, finance and sustainable development. Concept papers and/or action plans in the human dimension, new challenges and threats, combating illicit drugs, environmental dimension, agriculture and tourism have been adopted and concept papers in other areas are under consideration.

External relations of CICA are governed by the Guidelines for CICA’s External Relations. CICA seeks to establish contacts and ties with the United Nations and regional and international organizations in support of its efforts to enhance peace, security and economic development in Asia. CICA was conferred observer status by the United Nations General Assembly at its 62nd session in 2007. In pursuance of its efforts to establish relations with other organizations, CICA has signed Memoranda of Understanding with the Economic Cooperation Organization (ECO), Eurasian Economic Community (EurAsEC)International Organization for Migration (IOM)Assembly of People of Kazakhstan (APK) , Shanghai Cooperation Organisation (SCO), United Nations Office for Drugs and Crime (UNODC),  Regional Anti-Terrorist Structure of the Shanghai Cooperation Organization (SCO RATS) and the Shanghai Institute for International Studies.

The CICA Secretariat - administrative body of CICA - is located in Nur-Sultan, Kazakhstan. The Secretariat consists of the Executive Director nominated by the Chairing country, as well as the Deputy Executive Director and Professional Personnel seconded by the Member States.

Main meetings:

  • First Ministerial Meeting – September 1999
  • First Summit – June 2002
  • Second Ministerial Meeting – October 2004
  • Second Summit – June 2006
  • Third Ministerial Meeting – August 2008
  • Third Summit – June 2010
  • Fourth Ministerial Meeting – September 2012
  • Fourth Summit – May 2014
  • Fifth Ministerial Meeting – April 2016
  • Special Ministerial Meeting – September 2018
  • Fifth Summit – June 2019

Basic documents:

Political declarations:

Official day:

5 October – CICA Day